## Трансмиссия автомобиля ЗИС-6
### Коробка передач
ЗИС-6 был оснащен 4-ступенчатой коробкой передач, которая обеспечивала передачу крутящего момента от двигателя к приводным колесам. Коробка передач располагалась в картере, прикрепленном к картеру маховика с помощью болтов. Она состояла из следующих элементов:
— **Первичный вал:** Прикреплялся к маховику двигателя фланцем и имел на себе шестерни всех передач переднего хода, а также шестерню заднего хода.
— **Промежуточный вал:** Располагался параллельно первичному и имел на себе шестерни промежуточных передач.
— **Ведомый вал:** Располагался параллельно первичному и имел на себе шестерни конечных передач.
— **Кулиса переключения:** Обеспечивала переключение передач с помощью рычага переключения, расположенного на полу кабины.
**Схема переключения передач:**
| Положение рычага | Передача |
|—|—|
| 1 | Нейтральное |
| 2 | 1-я |
| 3 | 2-я |
| 4 | 3-я |
| 5 | 4-я |
| 6 | Задний ход |
### Сцепление
Двигатель и коробка передач соединялись с помощью сухого однодискового сцепления. Сцепление располагалось в картере маховика двигателя и состояло из следующих компонентов:
— **Фрикционный диск:** Находился на шлицевой части ведомого вала коробки передач и имел фрикционные накладки с обеих сторон.
— **Прижимная пластина:** Прикреплялась к маховику болтами и прижимала фрикционный диск к маховику.
— **Выжимной подшипник:** Располагался на рычаге выключения сцепления и выжимал прижимную пластину, освобождая фрикционный диск.
### Карданная передача
Карданная передача передавала крутящий момент от коробки передач к редукторам заднего моста. Она состояла из двух карданных валов, соединенных между собой шарниром Гука. Карданные валы были заключены в трубы, предотвращающие их повреждение.
### Редукторы заднего моста
Задний мост ЗИС-6 состоял из двух одинаковых редукторов, которые располагались по бокам моста. Каждый редуктор включал в себя:
— **Главную передачу:** Состояла из пары конических шестерен (ведущей и ведомой) и передавала крутящий момент к колесам.
— **Дифференциал:** Обеспечивал разную угловую скорость колес при поворотах.
— **Полуоси:** Соединяли дифференциал с колесами.
## Смазка трансмиссии
Все узлы трансмиссии смазывались трансмиссионным маслом. Масло заливалось в коробки передач и редукторы заднего моста и циркулировало внутри них, обеспечивая смазку и охлаждение деталей. Для контроля уровня масла в узлах трансмиссии были предусмотрены масляные щупы.
## Особенности трансмиссии ЗИС-6
**Плюсы:**
— Надежность и безотказность.
— Простота обслуживания и ремонта.
— Высокий крутящий момент на низких оборотах.
**Минусы:**
— Большой вес и габариты.
— Высокий уровень шума.
— Низкая эффективность (из-за больших потерь на трение).